Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.69.88.003
УДК: 372.214
ББК: 74.100.5
Наталья Валентиновна Бутенко ORCID
Профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, ЮУрГГПУ, доцент
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. А. Дильдина ORCID
Старший преподаватель кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Аннотация

Введение. В статье исследуется проблема культурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, а также влияние микросоциальной среды как одного из условий успешности формирования культуры взаимодействия и выстраивания отношений, составляющих системообразующее качество личности (сознательно-активная, интегрально-избирательная), основанная на опыте её связи с различными сторонами окружающей действительности.

Материалы и методы. Проверка теоретических положений проблемы формирования культуры взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, объективная информация о педагогической работе в ДОО, а также анализ и интерпретация резуль- татов исследования позволили использовать систему диагностик и ди-

 

агностических методик на основе комплексных критериев и уровней, применимых к детям дошкольного возраста: «Сформированность социальных форм поведения ребёнка» (Л. В. Кирс, А. М. Щетинина), «Межличностные отношения ребёнка» (Р. Жиль), диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (модификации социометрического метода для детей Дж. Морено), проективные методы на выявление социального «Я» ребёнка и др. [1].

Результаты. Определена структура построения образовательного процесса на основе культурно-опосредованных форм отношений обучающихся с действительностью в микросоциальной среде, выделены важные моменты в рамках решения проблемы культурного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте, когда объектом отношений для ребёнка выступает окружающий мир, субъектом отношений выступает сам ребёнок, средства отношений обусловливает культура, культурная форма и культурное средство, предметы отношений представляются многообразием объектов окружающего мира, продукт отношений проявляется в преобразованном ребёнком предмете и становлении самого себя как личности.

Обсуждение. Подчёркивается, что эффективность и результативность развития культурно-опосредованных форм отношений ребёнка с действительностью успешно осуществляется в процессе закономерных, целенаправленных и качественных изменений этих отношений в разных видах детской деятельности (познавательная, речевая, изобразительная, физическая, художественно-творческая и др.), в том числе в процессе общения со сверстниками.

Заключение. Доказана значимость микросоциальной среды группы и её влияние на формирование успешного культурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в процессе освоения эмоционально-практической, ситуативно-деловой и др. форм общения.

Ключевые слова

социализация, микросоциальная среда, культурное взаимодействие, социальная активность, формы общения, сверстники, дошкольники

Основные положения

Процесс формирования успешного культурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками обеспечивается:

1) общением ребёнка со сверстниками как «движущей силой» развития, средством воспитания и обучения;

2) выстраиванием отношений, основанных на эмоциональном, познавательно-оценочном и когнитивно-поведенческом компонентах с учётом подструктур личности ребёнка (направленность отношений, опыт, индивидуальные особенности психических процессов, биопсихические свойства);

3) ярко проявляющейся эмоциональной насыщенностью в общении ребёнка со сверстниками, разнообразием коммуникативных действий в широком диапазоне, нестандартностью и нерегламентированностью средств общения.

Цитировать публикацию

Бутенко, Наталья Валентиновна  МИКРОСОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ [Текст] / Наталья Валентиновна Бутенко, Н. А. Дильдина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 34-48. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.69.88.003.

Библиографический список

1. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребёнка : учебно-ме-тодическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.

2. Дошкольное образование: инновации, перспективы развития : коллективная монография / Л. В. Коломийченко [и др.] / под науч. ред. Л. В. Трубайчук. Челябинск : Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. С. 8–9.

3. Manuela Du Bois-Reymond, Heinz Sünker & Heinz-Hermann Krüger.  Childhood in Europe: Approaches-Trends-Findings. New York, 2001. XV, 327 p.

4. Волосовец Т. В. Детствосбережение в дошкольном образовании: Концептуальные основы развития образования в интересах детей : монография. М. : ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018. С. 11–13.

5. Худякова Н. Л. Философия и развитие образования : учеб. пособие. Челябинск : Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009. С. 105–112.

6. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике / Ведущий образовательный портал России «Инфоурок» : [сайт]. URL: https://infourok.ru/prezentaciya-razvitie-kulturologicheskogo-podhoda-v-sovremennoy-pedagogike-1406387.html (дата обращения:15.10.2019).

7. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология : курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Центр, 2003. – 223 с. С. 49–52. (Серия “Alma mater”).  – ISBN 5-88860-055-5.

8. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития: учеб. для вузов по специальностям «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика». 12-е изд., стер. – Москва : Академия, 2009. – 637 с. С. 122–124. (Серия «Высшее образование»). – ISBN 978-5-7695-6497-0.

9. Самыгин С. И. Психология и педагогика : учебное пособие. М. : КРОНУС, 2012. С. 228–229.